Методические рекомендации разработаны с
целью обеспечения реализации образовательными организациями системы
мероприятий, направленных на обучение учащихся правилам безопасного поведения в
интернет-пространстве, профилактику интернет-зависимости, националистических
проявлений в молодежной среде и устранение риска вовлечения подростков в
противоправную деятельность.
Информационная безопасность детей –
это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с
причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их
здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию
(Федеральный закон от 29.12.2010 No 436-ФЗ «О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию»).
В Интернете, как и в
реальной жизни, учащихся подстерегают опасности: доступность нежелательного
контента в социальных сетях, обман и вымогательство денег, платные СМС на
короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма, игромания и интернет-зависимость,
склонение к суициду и т. п.
Интернет-зависимость —
это навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность
вовремя отключиться от Интернета. По данным различных исследований,
интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. В
частности, некоторые учащиеся настолько увлекаются виртуальным пространством,
что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18
часов в день. Видами интернет-зависимости являются навязчивый веб-серфинг,
пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объёмы
переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и
друзей в сети), игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми
по сети.
Задача педагогов в связи
с имеющимися рисками состоит в том, чтобы указать на эти риски, предостеречь от
необдуманных поступков, сформировать у учащихся навыки критического отношения к
получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования
Интернет. Также следует обратить внимание на гигиенические требования,
которые необходимо соблюдать при работе с компьютером:
1.
школьникам среднего и старшего возраста
можно проводить перед монитором до двух часов в день, устраивая 10-15-минутные
перерывы каждые полчаса;
2.
ребенок младшего возраста может находиться
за компьютером не более 15 минут в день, в условиях классно-урочной
деятельности – не более одного урока, а при наличии противопоказаний
офтальмолога – только 10 минут, не более 3 раз в неделю;
3.
лучше работать за компьютером в первой
половине дня;
4.
комната должна быть хорошо освещена;
5.
при работе за компьютером следить за
осанкой, мебель должна соответствовать росту;
6.
расстояние от глаз до монитора – 60 см;
7.
периодически делать зарядку для глаз.
В соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами общего образования в структуру основной образовательной программы
основного общего образования включена программа воспитания и социализации
учащихся, которая содержит такое направление, как формирование культуры
здорового и безопасного образа жизни. В рамках этой программы может
осуществляться информационно-просветительская работа среди школьников,
пропагандирующая важность владения навыками безопасной работы в сети Интернет.
В образовательных
организациях необходимо проводить занятия для учащихся по основам
информационной безопасности («основы медиа- безопасности»); знакомить родителей
с современными программно- техническими средствами (сетевыми фильтрами, программами
«родительский контроль»), ограничивающими доступ детей и подростков к ресурсам
сети Интернет, несовместимыми с задачами воспитания; проводить специальные
мероприятия по вопросам информационной безопасности несовершеннолетних.
В качестве возможного
варианта предоставления учащимся соответствующих знаний может быть использована
учебная программа «Интернет: возможности, компетенции, безопасность»,
разработанной специалистами факультета психологии МГУ им. М.В.
Ломоносова,Федерального института развития образования и Фонда Развития
Интернет, рекомендованная Министерством образования и науки РФ (http://detionline.com – главная страница, http://detionline.com/internet-project/abouthttp://detionline.com/assets/files/research/Book_Theorye.pdf теория, http://detionline.com/assets/files/research/Book_Praktikum.pdf — практика)
Содержание программы
направлено на обучение учащихся полезному и безопасному использованию сети
Интернет и социальных сетей, обучению критической оценке онлайн контента и
навыкам сетевой коммуникации. Авторами программы разработано методическое
пособие для преподавателей и практикумы для проведения уроков, а также запущен
Интернет-ресурс «Разбираем Интернет» (www.razbiraeminternet.ru ). На этом сайте в игровой форме представлены мультимедийные
средства обучения для детей и подростков, надо рекомендовать обучающимся
посещать этот сайт.
Содержательная часть и
объем учебного курса может определяться индивидуально, в зависимости от
потребностей конкретной общеобразовательной организации и учащихся. Обучение
навыкам безопасного и эффективного использования интернет-ресурсов возможно в
рамках учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и в рамках
программ факультативов, кружков, элективных курсов, а также индивидуальных учебных
планов, реализуемых образовательными организациями. Материалы бесплатны и
доступны для скачивания www.razbiraeminternet.ru/teacher.
Академией
повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
(г.Москва) разработан учебно- методический комплект «Здоровье и безопасность
детей в мире компьютерных технологий и Интернет». УМК разработан с учетом
потребностей образовательных организаций в области безопасной работы в Интернет
и ориентирован на руководителей, методистов, педагогов, заинтересованных в
повышении своей компетентности в области безопасного применения ИКТ.
Методическое приложение к программе можно использовать при организации
просветительской работы с родителями и учащимися. https://edu.tatar.ru/upload/images/files/children_health_and_care_in_it.pdf
Рекомендации по безопасному использованию Интернета для несовершеннолетних и их
родителей даны и на сайте Майкрософт.
http://www.microsoft.com/ru-ru/security/family-safety/kids-social.aspx,
http://www.microsoft.com/ru-
ru/security/default.aspx.
Вышеуказанные сетевые ресурсы могут быть использованы
для проведения педсоветов в образовательных организациях по вопросам
безопасности детей в сети Интернет.
Рекомендуется
провести анкетирование обучающихся и родителей по вопросам безопасного
использования сети Интернет. Вопросы для анкетирования учащихся и родителей
представлены на сайте «Детионлайн»
http://detionline.com/internet-project/competence-research.
В письме Министерства образования и науки РФ от 25.12.13 № НТ- 1338/08 об
учебной программе «Интернет: возможности, компетенции, безопасность» предлагаются
модели уроков по вышеуказанной теме, даются рекомендации для учёта возрастных
особенностей учащихся.
http://www.dagminobr.ru/documenty/informacionnie_pisma/pismo_3431018_ot_29_yanvarya_2014_g/print.
При работе с младшими школьниками целесообразно использовать игровые методы, в
том числе и Интернет — игру «Прогулка через Дикий Интернет Лес» (http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru), посвященную вопросам обеспечения безопасности в
Интернете.
Интернет-ресурсы
для педагогических работников:
1.
http://www.fid.su/projects/deti-v-internete сайт Фонда Развития Интернет.
2.
http://content-filtering.ru/ сайт «Ваш личный интернет», советы, рекомендации
для детей и родителей по безопасной работе в Интернет.
3.
http://www.ligainternet.ru/ Лиги безопасного Интернета.
4.
http://ppt4web.ru/informatika/bezopasnyjj-internet.html презентации о безопасном Интернете.
5.
http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx
сайт Центра безопасности Майкрософт.
6.
http://www.saferunet.org/children/ Центр безопасности Интернета в России.
7.
https://edu.tatar.ru/upload/images/files/909_029%20Orangepdf Безопасно и просто: родительский контроль. — Буклет
Урок в 9–10 классах. Профилактика интернет-зависимости «Будущее начинается
сегодня» http://festival.1september.ru/articles/612789/ Материал разработан для учащихся 9-11 классов,
но может модифицироваться и для учащихся среднего звена школы.
1.
http://www.nachalka.com/node/950 Видео «Развлечение и безопасность в Интернете»
2.
http://i-deti.org/ портал «Безопасный инет для детей», ресурсы,
рекомендации, комиксы
3.
http://сетевичок.рф/ сайт
для детей — обучение и онлайн-консультирование по вопросам кибербезопасности
сетевой безопасности
4.
http://www.igra-internet.ru/ — онлайн интернет-игра «Изучи Интернет –
управляй им»
5.
http://www.safe-internet.ru/ — сайт Ростелеком «Безопасноть детей в
Интернете, библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам
Информация о мероприятиях, проектах и программах, направленных на повышение
информационной грамотности педагогических работников
http://www.ligainternet.ru/news/ мероприятия Лиги безопасного интернета. Лига
безопасного интернета — крупнейшая и наиболее авторитетная в России
организация, созданная для противодействия распространению опасного контента во
всемирной сети. Лига безопасного интернета была учреждена в 2011 году при
поддержке Минкомсвязи РФ, МВД РФ, Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи женщин
и детей. Попечительский совет Лиги возглавляет помощник Президента Российской
Федерации Игорь Щеголев.
http://xn--b1afankxqj2c.xn--p1ai/partneram-o-proekte мероприятия проекта «Сетевичок». Проект представляет
собой группу онлайн-мероприятий:
·
Международный квест по цифровой
грамотности «Сетевичок», ориентированный на детей и подростков.
·
Национальная премия за заслуги компаний и
организаций в сфере информационного контента для детей, подростков и молодежи
«Премия Сетевичок»
·
Всероссийское исследование детей и
подростков «Образ жизни российских подростков в сети».
·
Конференция по формированию детского
информационного пространства «Сетевичок»
Рекомендации парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения
безопасности и развития детей в информационном пространстве»: /rekomendacii.pdf
Методические рекомендации по проведению
Единого урока по безопасности в сети «Интернет»: /metodrec2017.pdf
Сетевая конференция по формированию
детского информационного пространства «Сетевичок»: https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/
Памятка педагогам по обеспечению
информационной безопасности обучающихся (воспитанников)
1. Объясните учащимся правила поведения в
Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за
нарушение правил поведения в сети.
2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их
прав в Интернете.
3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете.
Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за
нарушение авторских прав.
4. Проявляйте интерес к "виртуальной" жизни своих учеников, и при
необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.
5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из
Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации.
Настаивайте на посещении проверенных сайтов.
6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей
в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров,
музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь
намного интереснее виртуальной.
7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию
досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для
учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с
родителями результаты своих наблюдений.
8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью,
своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с
учащимися и их родителями психолога, социального педагога.
9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении
Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.
10. Систематически повышайте свою квалификацию в области
информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам
здоровьесбережения.
11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области
защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально
относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности
интернета и мобильных сетей.