Хотите, не хотите ли, но все мы потребители

В соответствии с решением Организации Объединенных Наций ежегодно во всем мире 15 марта отмечается как Всемирный день прав потребителей. Принятое решение не случайно. Государства – члены ООН – хотели подчеркнуть необходимость всесторонней защиты потребителя.

        В МБОУ «Кувакинская СОШ» в рамках этого дня уже традиционно среди учащихся 8-11 классов учителем экономики Тренюшевой Тамарой Муратовной  проводятся нетрадиционные занятия. При проведении занятий учитель использует приёмы технологии развития критического мышления, что позволяет не только вызвать быстрый отклик детей, но и удержать их интерес к данной теме. Размышляя над понятием «потребитель», ребята определили, что все люди – потребители, независимо от возраста, пола, социального статуса.

       Были проведены следующие занятия:

       8 класс -  урок «Основы потребительских знаний»;

       9 класс – деловая игра «Магазин»;

      10 и 11 классы -  практическое занятие «Защищаем свои потребительские права».

       В ходе занятий школьники узнали об истории Всемирного дня прав потребителей. 15 марта 1962 года впервые в мировой истории президентом США Джоном Кеннеди были провозглашены неотъемлемые потребительские права американских граждан. В России основополагающий Закон «О защите прав потребителей» был принят 7 февраля 1992 года, со значительным отставанием от других развитых стран, но с учётом их богатого опыта в этой сфере. С тех пор для защиты прав потребителей в нашей стране созданы государственные и муниципальные органы, в большинстве регионов по инициативе граждан возникли общественные объединения, появились юристы, экономисты, журналисты, которые специально занимаются защитой прав потребителей. Но их миссия не защитить всех, чьи потребительские права были нарушены (это просто невозможно!), а научить каждого самому защитить себя и своих близких. И, конечно, чем раньше этому научиться, тем лучше. Подавляющее большинство граждан, по данным опросов, которые ежегодно проводит по всей стране Союз потребителей России, по несколько раз в год сталкиваются с товарами и услугами ненадлежащего качества. В таких ситуациях пострадавшие всегда чувствуют свою правоту, но далеко не всегда знают, какие их права нарушены и как их отстоять. Чтобы гражданин при этом ощущал не бессилие, а уверенность в своих силах и действительно смог защитить свои права, он должен их знать. Отрадно, что учащиеся достаточно легко перечисляли права потребителей. Приводили примеры из своей жизни, когда эти права нарушались, но отмечали, что им не хватало знаний в этой области. Поэтому, как правило, их ответом было бездействие. Ребята активно проявили себя в деловой игре «Магазин», где имели возможность побывать в роли покупателей и продавцов. А синквейны на тему «потребитель», написанные на уроках, помогли учащимся систематизировать полученные знания, выделить главное для себя, сделать выводы и подвести итоги занятий.

        Повышение потребительской культуры школьников должно содействовать решению целого ряда учебных и воспитательных задач. И прежде всего, формированию представлений ребят о государстве, живущем по законам рыночной экономики. При этом  осознание учащимися собственной потребительской позиции является крайне важным и потому, что именно с неё может начинаться ощущение себя гражданином, чьи отношения с внешним миром регулируются Законом.

       Нет в нашей жизни дня, когда бы мы были свободны от роли потребителя. Хотите, не хотите ли, но все мы потребители!